Эссе
«Быть педагогом – это искусство»
«Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе…»
Ромен Роллан
Вхожу в группу…Немного волнуюсь…Представьте себе огромное поле ярких цветов. Это на меня смотрят любопытные детские глаза: голубые, как небо, зеленые, как море, карие, серые, черные…Они смотрят на меня по-разному: с пониманием, с недоверием, преданно.
И я должна войти на это поле. Я - педагог. Я – воспитатель. На меня возложена серьезная миссия – обучать, развивать, воспитывать детей. Мне нужно раскрыть сокрытый в каждом клад, ибо детей неталантливых нет.
А смогу ли я? Хватит ли мне терпения, сил, такта? С чего начать?
Конечно, с любви. «Педагог без любви к ребенку- все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета…» В.А. Сухомлинский. И мне хочется открыть перед ребятами душу, сказать, что готова любить и уважать каждого из них. Несомненно, любовь к детям – это главное качество педагога, начало всех начал.
Как садовник лелеет каждое дерево, каждый цветок, так и воспитатель не должен обойти ни одного ребенка ни заботой, ни вниманием. Как это сделать, если они такие разные: озорные и капризные, обидчивые и серьезные?
Можно, конечно, надавить силой авторитета…Но есть другой способ – педагог должен овладеть искусством перевоплощения. И тогда ему придется быть и Аленушкой, и Бабой Ягой, и доброй феей. Этот язык, столь понятный детям, является важнейшим средством воздействия на ребенка.
Научиться перевоплощаться не только самому, но и научить этому детей . А для этого вспомнить свое детство, поставить себя на место ребенка. Это поможет понять детские желания, радости, мечты. Ролевые игры, песни, танцы вместе с педагогом помогут детям раскрыться, сблизиться, приобщиться к миру прекрасного. И тут воспитатель и многожанровый артист, и танцор, и певец, и декламатор.
Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. В игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения. И задача современного педагога правильно организовать данный процесс. Игра может творить чудеса: отправлять в прошлое, превращать в сказочных героев. И здесь педагог- режиссер-постановщик образовательного процесса!
Какой же он, современный воспитатель? Это человек, идущий в ногу со временем, владеющий новейшими технологиями. Педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, иначе образовательная деятельность под его руководством приобретает шаблонный характер, занятия утрачивают свои краски, становятся обыденными и скучными.
Конечно, воспитывать современное поколение нелегко…С раннего детства дети живут в цифровом мире. И задача педагога- разнообразить, украсить этот мир живым общением, книгами, творчеством. Ни в коем случае не заменить… Да мы и не сможем…Именно украсить, показать ребенку другие грани современной реальности.
Сейчас все больше становится детей с особыми образовательными потребностями. Педагог должен создать комфортные условия для получения образования таких воспитанников, подготовить их к самостоятельной жизни.
Особый талант педагог должен суметь проявить в работе с родителями воспитанников. Чувство такта, доброжелательный настрой, сотрудничество, атмосфера взаимопомощи и поддержки пришли на смену тенденции наставления. И это тоже огромная работа…
Но главное, чему должен научить педагог, это любви к Родине, к родной природе, к историческому прошлому страны, любви ко всему живому.
Моя миссия- зажечь в каждом ребенке огонь любознательности, дать возможность прикоснуться к великому прошлому через игру, творчество, исследования. Я верю, что через это дети не только познают ценность своей малой Родины, но и обретают способность беречь и продолжать ее культурные традиции для будущих поколений.
Каждый выход на природу, в город, каждое посещение музея, театра должно быть уроком жизни, приобщать к вечным ценностям.
Нелегко? Но ты – педагог. Ты должен обладать широким спектром знаний. И тогда для своих воспитанников ты будешь близким человеком. Дети должны тебе верить.
Вот тогда, в итоге, к выпуску, на твоем поле расцветет прекрасный букет из твоих воспитанников, которые будут смотреть на мир добрыми, чистыми и светлыми глазами.
«Выберите себе работу по душе и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни…» слова принадлежат великому Конфуцию. Работа педагогом для меня- работа по сердцу, по душе…но все-таки это работа…работа с детьми и ежедневная работа над собой. Я люблю свою профессию и ценю возможность видеть, как растут мои воспитанники. Я с удовольствием иду в детский сад, творю, пою, танцую, созерцаю вместе с детьми, а это и есть искусство!
Будет новый день, новые дети, заботы, тревоги, поиски, открытия…Вперед, педагог!